В заседании приняли участие:
Бусахин Алексей Владимирович, председатель правления СРО «ИСЗС–Монтаж»,
НОСТРОЙ; Викторов Михаил Юрьевич, руководитель рабочей группы по вопросам ЖКХ ФМоС Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»,
советник руководителя Федерального межотраслевого совета «Деловой России»;
Гаврилова Таисия Николаевна, Председатель Совета Консорциум ГК НОВТЕХ ;
Голиков Виктор Васильевич, вице-президент группы компаний «КРУГ»;
Дьяков Иван Григорьевич, генеральный директор НП «СРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций», председатель комитета по системам инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений НОСТРОЙ;
Журавель Леонид Владимирович, председатель отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства ФМОС «Деловой России»;
Карпова Екатерина Сергеевна, заместитель председателя отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства ФМОС «Деловой России»; Ковбаса Николай Анатольевич, проректор по учебно-методической работе Государственной академии строительства и ЖКХ;
Кузник Игорь Владимирович, генеральный директор компании «САЯНЫ»;
Логинов Дмитрий Вячеславович, ведущий юрист отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства ФМОС «Деловой России»; Найденко Валерий Иванович, заместитель председателя отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства ФМОС «Деловой России»; Печеных Лариса Юрьевна, инженер-энергетик отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства ФМОС «Деловой России»;
Подберецкая Татьяна Георгиевна, генеральный директор УК «Прометей»;
Ревинский Валерий Васильевич, директор Департамента мониторинга и взаимодействия с органами государственной власти;
Синицкий Владимир Александрович, инженер-энергетик отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства ФМОС «Деловой России»; Токарев Владимир Иванович, руководитель отдела нормативной документации Саморегулируемой организации НП «ИСЗС-МОНТАЖ»;
Трапезников Юрий Владимирович, ведущий специалист Центра контроля СРО НП «Котлогазмонтажсервис»;
Филимонов Сергей Леонидович, проректор по научной работе Государственной академии строительства и ЖКХ;
Шарипов Альберт Якубович, генеральный директор СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков» ООО «СанТехПроект»;
Щелконогов Валерий Робертович, Генеральный директор ТН «Компьютер».
На повестке дня был вопрос «О работе объединенного научно-технического совета по реализации программы комплексной модернизации ЖКХ и перехода к строительству энергоэффективных домов».
Заседание открыл И.Г.Дьяков и передал слово основному докладчику – Л.В.Журавель. Л.В. Журавель:
– Мы решили объединить научные силы НАМИКС и НОП для более эффективной работы. Рынок продиктовал несколько задач, которые нам необходимо решать в области энергоэффективности и внедрения энергоэффективных технологий. Все начинается с инженерного решения и проекта. Есть хорошие проекты, но, к сожалению, не все проектировщики могут предложить хорошие инженерные решения в области энергоэффективности. Мы всегда говорили о необходимости комплексного подхода к модернизации ЖКХ, и о реализации соответствующих проектов в два этапа. Первый этап – это подготовка кадров и создание условий для проживания этих специалистов в регионах и муниципальных образованиях путем предоставления им жилья (это либо предоставление в найм квартир за невысокую плату, либо их продажа на льготных условиях). Нами разработан проект «Федеральная сеть центров энергоэффективности», в котором подробно расписан предлагаемый подход к обеспечению регионов квалифицированными кадрами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Обеспечением реализации этого проекта занимаются М.Ю.Викторов и Е.С.Карпова, заместитель председателя отраслевого отделения по энергосберегающим технологиям в сфере ЖКХ и строительства ФМОС «Деловой России». Они проводят презентации программы комплексной модернизации ЖКХ и строительства центров энергоэффективности в регионах РФ.
Второй этап: обучив специалистов, мы приступаем непосредственно к реализации программы модернизации ЖКХ. Правительство РФ ставит ряд задач, одна из которых – торможение роста тарифов и снижение платы за коммунальные услуги для граждан. Этой задачи никогда не добиться, если не подходить к ее решению комплексно. Что сделано?
Первое, повторю, мы предложили объединить НОСТРОЙ и НОП для более эффективного решения проблем в ЖКХ и строительстве.
Второе – мы обратились к уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титову, с предложением создать объединенную площадку, на которой можно комплексно рассматривать вопросы внедрения программ, способствующих развитию в регионах благоприятной среды для работы предпринимателей на рынке строительства и в сфере ЖКХ.
Это необходимо для того, чтобы минимизировать негативные риски, связанные с возникающими административными барьерами, которые выставляются уже в самом начале пути любой предпринимательской деятельности, а также противодействовать коррупционным схемам. Чтобы изменить ситуацию, необходимо создать более мощную структуру, которая сможет эффективно с этим бороться. Что сегодня реально делается? Мы заручились поддержкой руководства Агентства стратегических инициатив, «Деловой России» и собираем единомышленников для реализации конкретного проекта, в частности, в городе Твери, который бы на практике позволил бы нам проработать необходимые схемы для реализации программы комплексной модернизации ЖКХ в конкретном муниципальном образовании. Параллельно у нас идет работа с Б.Ю.Титовым; в структуре его аппарата – Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» – предложено создать Центр общественных процедур в сфере ЖКХ (ЦОП ЖКХ) для оперативного решения тех проблем, которые могут возникать на пути реализации программы в регионах.
Как будет работать ЦОП ЖКХ?
Будет создан специальный экспертный совет, который будет заниматься рассмотрением жалоб работающих на рынке ЖКХ и строительства предпринимателей на неправомерные действия официальных государственных органов власти. Рассматривая эти жалобы, мы создадим базу тех вопросов, которые необходимо решать системно. Что это значит? Есть проблема, есть пробелы в законодательстве, которые ее порождают. Следовательно, необходимо работать над усовершенствованием законодательства, во-первых.
Во-вторых, есть органы власти, которые действуют в своих интересах, работая в этом законодательном пространстве в своих интересах. Следовательно, нужно пресечь эту деятельность органов власти, используя ресурсы прокуратуры, судов, федеральной антимонопольной службы и так далее. Будет и в-третьих, и в-четвертых, и в пятых… Когда у нас выстроится идеальная схема, как помогать оперативно и качественно предпринимателю, столкнувшемуся с коррупцией и административным противодействием, тогда мы станем реальной силой, способной защищать интересы бизнеса в сфере ЖКХ и, следовательно, эффективно развивать эту сферу на благо населения страны. Именно для реализации вот таких глобальных планов нам необходим научно-экспертный совет, способный давать рекомендации по всем вопросам, с которыми мы будем сталкиваться на пути реализации наших программ и проектов. А конкретнее: цель научно-экспертного совета – обеспечение безопасности и применение эффективных научных подходов для реализации программы комплексной модернизации ЖКХ и перехода к строительству энергоэффективных домов. С целями и задачами НЭП вы все знакомы, поэтому, если у его нынешнего состава нет принципиальных возражений по стратегии нашей деятельности, предлагаю приступить к реализации первого проекта. Отмечу, что наша деятельность – отнюдь не благотворительность. Мы предлагаем работать и получать прибыль, в том числе и от внедрения инженерных решений в ходе реализации проекта в городе Твери, в частности.
Далее Леонид Владимирович рассказал о первом опыте работы с Центром общественных процедур «Бизнес против коррупции» для решения проблемы ввода в эксплуатацию построенных в городе Климовске многоквартирных домов по причине противодействия администрации муниципального образования и энергосбытовых компаний и предложил высказать свои предложения участникам совещания.
В.Р.Щелконогов: – Я немного расскажу о деятельности своей организации. В свое время мы начинали работать с Мосгортеплом и разработали систему диспетчеризации и съема информации с узлов учета. То, что мы сделали в Москве, это в некотором смысле уникальная система, которая объединяет около 4000 центральных тепловых пунктов и около 7,5 тысяч узлов учета тепла многоквартирных домов, с которых считывается и обрабатывается информация. Основное преимущество этой системы – это работа без участия человека. При этом основная проблема, что эта информация пока не становится открытой для потребителей – ей пользуются только ресурсники. Если эту информацию сделать публичной, то и управляющие компании, и жильцы станут участниками процесса, следовательно, все будут нацелены на то, чтобы эффективно пользоваться предоставленным ресурсоснабжающими организациями ресурсом. Таким образом, если внедрять только эту систему и больше ничего не делать, то по оценкам проектировщиков, можно добиться экономии тепла до 15%. Мое предложение – сделать такую информацию в соответствии с законом открытой и доступной для всех.
В.В. Голиков: – Я присоединяюсь к мнению коллеги, что независимые измерения и работа с ними – одно из самых важных и востребованных рынком направлений. Наша компания сделала уже в этом направлении – организации систем мониторинга и диспетчеризации – около 20 проектов. Завершены они в городе Саранске (около 1500 многоквартирных домов), в городе Новом Уренгое (около 500 многоквартирных домов), сейчас они реализуются в Надыре, Новосибирске, Димтровограде, и так далее. Работу мы начали в 2006 году, и сейчас мы приобрели колоссальный опыт. Наша система способна в автоматическом режиме обсчитывать возможные параметры энергоэффективности, на основании которых можно давать рекомендации по энергосбережению. И, например, при использовании нашей системы в городе Пензе население стало платить на 15% меньше за потребляемые коммунальные ресурсы. Самое главное – мы имеем систему он-лайн мониторинга, которая позволяет отслеживать состояние инженерных сетей и управлять через диспетчерские пункты оборудованием для экономии энергоресурсов. Результаты внедрения этой системы можно посмотреть в городе Подольске Московской области.
Т.Н.Гаврилова: – С 2009 года Консорциум занимается разработкой и внедрением геоинформационных систем. Все что говорили коллеги – это здорово, но мы пошли немного дальше и занялись объединением ресурсоснабжающих компаний и администраций муниципальных образований, чтобы вся информация была доступной тем структурам, от которых зависит работа инженерных систем, то есть кадастровым палатам, архитектурным управлениям, управляющим компаниям и так далее. И мы действительно столкнулись с проблемой нежелания и непонимания со стороны администраций воспринимать нашу разработку в качестве реального наведения порядка в сфере ЖКХ. Тем не менее, мы реализовали несколько небольших проектов и продолжаем эти разработки. Мы собираем информацию именно по жалобам жителей и создаем единую систему реагирование для решения всех возникающих вопросов. Поэтому я думаю, что, объединившись в этом совете, мы сможем, не ущемляя интересы коллег, дополняя опыт друг друга, совместно работать более плодотворно и качественно для решения задач комплексной модернизации ЖКХ страны.
Мы проработали 47 регионов, и сейчас я могу назвать 6 регионов, которые с удовольствием воспользуются нашими технологиями при условии появления коллективных заявок. И я считаю, что именно наш научно-экспертный совет позволит отделить нам зерна от плевел и работать только с самыми эффективными инженерными решениями.
Т.Г.Подберецкая: – Я глубоко уверена, что все те проблемы, о которых мы говорим сегодня, начиная с 1998 года, они не решатся, пока у нас не будут работать четкие регламенты на уровне государства, кто и что должен делать и за что отвечать. Если говорить о борьбе с коррупцией, то необходимы четкие документы, которые позволят ограничить запросы администраций, ресурсоснабжающих организаций и дать в рамках закона свободно и качественно работать действительно нормальному и легальному бизнесу, способному улучшить жизнь населения. И я поддерживаю, что нам необходимо готовить кадры, которые будут заниматься эксплуатацией энергоэффективных домов.
Н.А.Ковбаса рассказал, что Государственной академии строительства и ЖКХ 12 лет, что она занимается и обучением, и повышением квалификации специалистов и выдает аттестанционные документы государственного образца.
С.Л.Филимонов: – Мы сегодня хотим жить по понятным, прозрачным правилам игры. Пока законодательство будет несовершенным и не будет разграничивать полномочия органов государственной власти, мы этого не добьемся. Поэтому сейчас мы разработали систему построения эффективных отношений всех участников рынка ЖКХ, полностью разработали методические рекомендации по управлению домами, чтобы оптимизировать все процессы и минимизировать убытки. Но, к сожалению, это система оказалась невостребованной, поскольку она может ущемить чьи-то интересы. Поэтому нам нужны четкие правила и игры и жесткий контроль за ними. Именно этим мы должны заняться и именно этому обучать специалистов в сфере ЖКХ.
При подведении итогов работы объединенного научно-экспертного совета было отмечено, что специалисты высочайшего класса в Научно-экспертном совете есть, и они готовы решать реально поставленные конкретные задачи при реализации программы комплексной модернизации ЖКХ и перехода к строительству многоквартирных домов.
Эксперты одобрили создание ЦОП ЖКХ для системного решения проблем предпринимателей, работающих на рынке ЖКХ и строительства, задачей номер один должна стать борьба с коррупцией.