15 мая 2015 года Гаврилова Таисия Николаевна заместитель Председателя Совета Консорциум ГК НОВТЕХ приняла участие на экспертной площадке НП «ЖКХ Развитие» где состоялось обсуждение изменений вносимых в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».
В совещании принял участие Заместитель председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Российской Федерации Павел Качкаев, представители ГК-Фонда содействия реформирования ЖКХ, представители ресурсоснабжающих организаций и бизнес-сообщества.
Основным механизмом привлечения частных инвестиций в отрасль ЖКХ является концессия. Вместе с тем, данный механизм по-прежнему требует донастройки как в части законодательства, так и в вопросах дальнейшей проработки практических инструментов для реализации концессионных конкурсов. В ходе дискуссии Алексей Макрушин (исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие») обозначил проблему предоставления достоверной информации участникам концессионного конкурса о техническом состоянии объектов коммунальной инфраструктуры: «Существует реальная проблема в достоверности предоставляемых Концедентом данных об объекте концессионного соглашения, поэтому есть предложение проводить еще на этапе подготовки концессионного конкурса независимый технологический и ценовой аудит. Впоследствии это позволит избежать дополнительных изменений условий соглашения со стороны концессионера». Данное предложение поддержали участники совещания, в дополнение было высказано мнение о предоставлении данных при использовании региональных информационных систем, где возможно разместить информацию об объектах в удобном для всех сторон соглашения формате. Заместитель Председателя Совета Консорциум ГК НОВТЕХ Таисия Николаевна Гаврилова совместно с Руководителем департамента "Центр космических услуг" ОАО "НПК "РЕКОД" Тряпкиным Дмитрием Сергеевичем сделали предложение, которое было сформулировано в формате пояснительной записки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Консорциум ГК НОВТЕХ занимается формированием инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ с применением геоинформационных технологий. Аналитическая работа в секторе ЖКХ регионов Российской Федерации проводится с 2009 года.
Выявлена существенная проблема при создании инфраструктурных проектов – это получение исходных данных по инфраструктуре из отчетов и документов, которые в большинстве случаев являются на бумаге одним, а в реальности совершенно другие, то есть при построении модели проекта целевые и плановые показатели в большинстве случаев у нас одни, а в реальности получаются другие.
В настоящее время эта проблема является, к сожалению, не единичной и обсуждается в кругах делового сообщества. Сегодня подготовлена и дорабатывается законодательная база для передачи в концессию жизнеобеспечивающую инфраструктуру и в ряде случаев планируется привлекать пенсионные накопления. Следовательно, существует риск не только для концессионера, так как он может не получить запланированный результат и возврат инвестиций, но также под угрозой окажется возврат заемных пенсионных средств.
Мы понимаем, что "мы живем не так как мы работаем, а так как нами управляют" и любой процесс управления предполагает вектор цели, вектор текущего состояния, вектор ошибки. Бесцельного управления в принципе быть не может.
Следовательно, возникает вопрос - передавая в концессию жизнеобеспечивающую инфраструктуру, государство какую ставит цель?
Статья 1. Цели и предмет регулирования Федерального закона
О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ
1. Целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям ( то есть повысить качество услуг, обеспечивающее благополучие граждан).
Сегодня движущей силой является капитализм, основанный на частном интересе. Частник что делает? Частник хлопочет о своих интересах, у него цель получение максимальной прибыли. Чем больше денег он добывает, тем лучше.
Но есть и другая цель, которой должны держаться все руководители – это обеспечение не только максимальной прибыли, но народного благоденствия.
А так как сектор ЖКХ является важным элементом в жизнеобеспечении общества, то тут необходимо усмотреть все тонкости и интересы рыночных отношений.
Рынок – это не саморегулирующее царство свободы, где каждый делает что хочет, производит что хочет, покупает что хочет, нанимает кого хочет, платит сколько хочет….
Рынок - это хороший способ, который помогает реализовать все возможности людей, но надо эти возможности организовать, направить на достижение определенных целей, чтобы все понимали, что необходимо делать.
Рынок основан на кредитно-финансовой системе, опорные узлы кредитно-финансовой системы это Министерство финансов, банки.
Кредитно-финансовая система вообще говоря, это объемы кредитов, распределение кредитов по отраслям и производствам, это всевозможные дотации потребителям, это объем и способы средств платежа, это субсидии, которые могут даваться потребителям.
Всё это элементы кредитно-финансовой системы и любой предприниматель обязан подчинять свою деятельность, он вынужден подчинять свою деятельность кредитно-финансовой системе и порождаемой кредитно-финансовой системой платежеспособному спросу. Не спросу вообще, а именно платежеспособному спросу. А платежеспособный спрос также формирует кредитно-финансовая система.
Все мы прекрасно знаем, что «спрос рождает предложение» и для формирования предложения в секторе ЖКХ, которое в принципе должно обеспечиваться платежеспособностью граждан, необходимо иметь целостное представление о состоянии инженерной инфраструктуры ЖКХ как муниципального образования, так и региона в целом, то есть, необходимо иметь целостную картину по инфраструктуре ЖКХ региона.
В связи с этим, предлагаем :
1. В интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов включить в критерии оценки эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения такой критерий как использование геоинформационных технологий для решения задач государственного и муниципального управления в виде необходимого и достаточного набора пространственной информации об инфраструктуре ЖКХ региона объединенной в виде многослойной модели, гарантирующего актуальность, непротиворечивость и согласованность исходных технических данных.
2. Обеспечить доступ потенциальным концессионерам к региональным геоинформационным платформам отражающим целостную картину инфраструктуры ЖКХ региона и гарантирующих актуальность, непротиворечивость и согласованность исходных данных, с полными техническими характеристиками и визуализацией объектов в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Как следствие технико-экономическое обоснование проекта будет построено с минимальными погрешностями, что приведет к достижению ожидаемого результата, при этом многие существующие противоречия для привлечения бизнеса в реальный сектор экономики Российской Федерации будут сняты на стадии подготовки и проработки концессионных соглашений.
Применение результатов космической деятельностив секторе ЖКХ в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов прежде всего необходимо для управленческой деятельности, поскольку позволит анализировать состояние отрасли ( региональные геоинформационные платформы, включающие в себя все муниципальные образования с полной информацией по инфраструктуре ЖКХ), анализировать спрос на инновационные технологии и оборудование отечественного производства и обеспечивать экономическую доступность услуг для наших граждан.
Также в ходе дискуссии обсуждался вопрос применения механизма частной инициативы. Директор правового департамента ОАО УК «РОСВОДОКАНАЛ» Антон Чертов высказал предложение о возможности включения в закон положения о возмещения расходов инициатора конкурса либо о возможности предоставления 5% бонуса при оценке конкурсного предложения, т.е. определяется размер вычета из итоговой оценки стоимости проекта. Представитель ОАО «Газпромбанк» Павел Бруссер заявил, что банки поддерживают поправки в Федеральный закон о включении субъекта РФ в концессионный конкурс в качестве лица, выступающего на стороне Концедента. Данная поправка позволит сделать концессионные проекты привлекательными для инвестирования кредитных средств. Однако, также необходимо дополнительно описать возможность субъекта РФ гарантировать выделение субсидий муниципалитету из областного бюджета, это позволит существенно снизить риски кредитных организаций.
По итогам совещания данные поправки в проект Федерального закона будут направлены на согласование в заинтересованные ФОИВы.